Меню
Меню практически идентично тому, что мы видели в PA238Q, с некоторыми незначительными нюансами. Главным разделом все так же является Splendid, в котором собраны различные видеорежимы (быстрое переключение между ними, без вызова меню, осуществляется с помощью совмещенной кнопки S/A). В разделе «Цвет» позволяется настроить яркость, контрастность, выбрать один из режимов цветовой температуры и т.д. (некоторые пункты могут быть недоступны в зависимости от выбранного режима в меню Splendid – например, при переключении в sRGB все пункты в меню «Цвет» автоматически отключаются). Здесь, к слову, скрывается одно из самых важных отличий новой модели от ее предшественницы – если в PA238Q в данном разделе был пункт «Дополнительные настройки» с тонкой регулировкой цветов (изменение оттенка, насыщенности, усиление и смещение цвета), то в PB238Q он отсутствует. В меню «Изображение» можно отрегулировать резкость, формат экрана, а также ряд других настроек, доступных при различных типах подключения. Также тут имеется возможность настройки фирменной технологии TraceFree, позволяющей уменьшить время отклика. Оптимальным значением этого параметра будет установленное по умолчанию «60» — в таком случае и смаз заметно меньше, и артефакты практически отсутствуют.
Новая модель не поддерживает режим Picture-in-Picture, соответственно, в меню отсутствует пункт его настройки – на этом месте располагается раздел «Звук», в котором можно изменить уровень громкости встроенных динамиков, полностью выключить звук и выбрать его источник. Раздел «Выбор Входа» ожидаемо предлагает возможность переключения между видеовходами. И последний пункт – «Настройка Системы», содержит пункты для настройки экранного меню, выбора языка интерфейса (в списке есть русский, но нет украинского), сброс на заводские установки и некоторые другие опции.
Как и в других мониторах ASUS, в PB238Q имеется режим QuickFit, вызываемый с помощью самой верхней кнопки, обозначенной как «экран с линейкой» — в нем на экран выводится настроечная сетка, а также контуры документов различных размеров.
В работе
В этом мониторе используется IPS-матрица с диагональю 23″, соотношением сторон 16:9 и «родным» разрешением 1920х1080 пикселей; размер точки при этом составляет 0.2652 мм.
В мониторе используется регулировка яркости с помощью ШИМ, с помощью «карандашного теста» частота мерцания подсветки перестает определяться при значении яркости от 90 и выше (~210 кд/м²). Покрытие экрана матовое, из-за чего у данной модели имеется кристаллический эффект, однако он оказывается весьма умеренным и в обычном режиме работы практически не заметен. С увеличением угла обзора яркость незначительно снижается, на максимальных углах изображение приобретает едва заметный фиолетовый оттенок. При отклонении в горизонтальной плоскости glow-эффект практически отсутствует, в вертикальной он появляется, но достаточно умеренный.
В режиме sRGB яркость автоматически устанавливается на 100, контрастность – на 80, и изменить эти настройки (равно как и любые другие) пользователь не может. При этом измеренная яркость составила 150 кд/м², что явно не является максимальным значением, однако все же заметно выше рекомендуемого показателя в 110-120 кд/м². Значение гаммы неожиданно оказывается явно завышенным – 2.5, что приводит к чересчур насыщенной картинке и пропаданию деталей в тенях. Цветовая температура практически точно соответствует стандартному значению 6500K.
В режиме Scenery яркость по умолчанию поднимается до 250 кд/м² (однако пользователь может ее отрегулировать по своему вкусу), гамма задирается до заоблачных 2.9, а температура чуть понижается, за счет чего изображение становится еще более насыщенным, с глубоким черным и чуть тепловатым оттенком. Возможно, пейзажные фото в таком случае и выглядят более эффектно, однако работать с графикой в этом режиме точно не стоит.
В режиме Standard яркость чуть понижается, гамма «возвращается» более приемлемому, хоть и все равно завышенному показателю 2.4, а цветовая температура находится на том же уровне 6200K, что и в режиме Scenery. Перебрав все режимы, мы пришли к выводу, что для получения наиболее адекватной картинки лучше использовать именно режим Standard, в котором яркость понизить до 40%, контраст поднять до 85%, а цветовую температуру переключить в значение Warm – в таком случае яркость составит приемлемые 120 кд/м², гамма будет несколько завышена (~2.4 с понижением до стандартных 2.2 в светлых областях), а температура практически «попадет» на линию 6500K.
Цветовой охват, график цветовой температуры и кривая гаммы по шкале яркости при указанных настройках:
Равномерность подсветки на черном фоне выглядит не лучшим образом, под прямым углом заметны отчетливые светлые пятна в правом верхнем и левом нижнем углах; кроме того, при взгляде под большим углом проявляется значительное светлое пятно по центру. Впрочем, отчетливо заметно это становится лишь при отсутствии фонового освещения.
В отличие от PA238Q, новая модель не проходит заводскую калибровку – поэтому не лучшие показатели в тесте на точность цветопередачи удивление не вызывают. Разумеется, после калибровки ситуация значительно улучшается.
Среднее значение максимальной яркости при измерении по 35 точкам составило 260 кд/м², разница между самым ярким (левый нижний угол) и самым темным (правый верхний угол) участками была около 50 кд/м². Минимальная яркость при контрасте 80% была 50 кд/м², при контрасте 0% — 5 кд/м². Таким образом, любители работать в полной темноте смогут выставить минимальную яркость по своему вкусу.
Дизайн
Внешне ASUS PB238Q выглядит очень похоже на PA238Q — массивная подставка, строгие прямые линии и никакого глянца; корпус выполнен из черного матового пластика, экран обрамляет рамка сантиметровой ширины, на которую нанесена мерная линейка в виде едва заметных насечек (фирменная особенность мониторов ASUS). По сравнению с предыдущей моделей отличия, можно сказать, косметические – пропал логотип ProArt в левом верхнем углу (вместе с маркетинговыми надписями про точность цвета и разрешение FullHD), а также – заметная красная линия внизу экрана, особенность линейки ProArt, из чего можно сделать вывод, что данная модель к ней уже не относится. В остальном дизайн этих моделей, можно сказать, идентичен.
Кнопки управления и навигации по меню – механические, не сенсорные, расположены на правой боковой грани. Индикатор питания расположен под кнопкой включения – это маленький квадрат, который светится ярким белым светом во время работы и оранжевым – в режиме ожидания.
В мониторе использована LED-подсветка, поэтому толщина экрана сравнительно невелика, хотя и больше, чем у бюджетных моделей.
Набор видеовходов у этой модели идентичен таковому у PA238Q — Display Port, HDMI, DVI и VGA. Также на задней панели имеется USB-концентратор и 2 порта USB 2.0; еще два расположены сбоку, на левом торце. Никуда не делся и механический выключатель питания, расположенный рядом с разъемом для подключения кабеля питания. Звук, получаемый по HDMI или Display Port, может быть выведен на наушники через аудиовыход, выполненный в виде миниджека.
К счастью, подход к изготовлению корпуса также не изменился – монитор весит столько же, как и PA238Q (5.5 кг), и сдвинуть его с места без приложения значительного усилия просто невозможно. Ножка также производит впечатление своими габаритами – это настоящая штанга, которая позволяет регулировать положение экрана по высоте, менять угол наклона, поворачивать дисплей вокруг своей оси и переводить экран в портретный режим. У основания ножки, кстати, также нанесена шкала, позволяющая измерять угол поворота.
В целом конструкция получилась жесткой, сколько-нибудь заметно расшатать монитор не получится даже специально. При желании подставку можно отсоединить – крепежные винты прикрыты резиновыми заглушками – и повесить монитор на стену (имеется стандартное крепление VESA 100х100 мм).